?

Log in

No account? Create an account
ММКВЯ - 2016.
wsod
wsofdesert
"Никогда такого не было, и вот опять". В Москве проходит очередная международная книжная выставка-ярмарка. По субъективным ощущениям, по сравнению с прошлогодней, выставка ещё более съёжилась. Зато в этот раз присутствовала экспозиция Боливарианской Республики Венесуэла. С представителем в красной рубахе, разумеется. В отличие от...

92b9cc1fc966
..."Все ушли на фронт".

Посетителей довольно много, но не до такой степени, чтобы это мешало свободно перемещаться и подходить практически к любому стенду. Книжки покупают, но без былого ажиотажа. Мне тоже не удалось уйти с пустыми руками.

5afc3a5de762

1. Каталог выставки "Графика русских и западноевропейских художников XVIII - начала XX вв. из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского". Приобретён из-за имеющегося в нём десятка портретов военных, в том числе нескольких лейб-гусар работы А.И. Клиндера.

2. Переиздание "Исторического описания одежды и вооружения..." издательством "Кучково поле". Тома 17-й и 18-й (22-я и 23-я части в оригинале) с цветными иллюстрациями (воспроизведены оригинальные акварели). Прекрасные рисунки, жалко только, что уменьшенного размера.

3. "Историко-художественная выставка русских портретов, устраиваемая в Таврическом дворце... Иллюстрированный каталог-реконструкция. Выпуск 1". Издательство "Минувшее", 2016. Всего планируется выход восьми выпусков. Ё-моё, куда ж я их ставить складывать буду?

P.S. В каталоге "Историко-художественная выставка..." в описании произведений среди прочих сведений указаны мундиры изображённых лиц. Сделано это, правда, не для всех портретов. Кроме того, имеются следующие ошибки: 1) Г.С. Волконский (№ 179) на самом деле изображён в мундире генерала, состоящего по кавалерии, а не в мундире генерал-адъютанта. 2) П.А. Толстой (№ 205) изображён не в генеральском мундире, а в мундире Нижегородского драгунского полка.

Портрет "пехотного генерала".
XVIII
wsofdesert
Давно уже видел в сети такой портрет из собрания Донецкого областного художественного музея:



Недавно попался каталог этого музея (2006 год). Интересно стало посмотреть что это за персонаж. В каталоге написано: "Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет неизвестного пехотного генерала с орденами Владимира 2-й степени и Анны 1-й степени. 1780-е". Тут возникают два вопроса: почему среди наград не указан крест ордена Св. Георгия 4-й степени и почему генерал пехотный, если мундир у него не зелёный, а синий, т. е. тогда уж кавалерийский. Да и кавалерийский ли? Лацкан выглядит темнее ленты ордена Св. Анны (третий вопрос - зачем этот орден "остепенили"?), возможно, он не красного цвета, а малинового.

"Пролистал" имеющиеся в сети Списки Воинскому департаменту на 1783 - 1796 гг. С таким набором наград обнаружилось не более десятка генералов. Первым оказался и долго "лидировал" Тимофей Иванович Тутолмин (03.01.1740 - 01.11.1809). Остальные претенденты начали появляться в конце 1780-х - начале 1790-х гг. и не подходили по формальным признакам. Двое были штаб-офицерами полков лейб-гвардии, один инженером, ещё один губернатором в наместничествах, цвет мундиров которых был красным, остальные служили в пехоте.

Тутолмин же оказался вполне подходящей кандидатурой. Вкратце часть его служебной биографии такова:
26.11.1775 - орден Св. Георгия 4-й степени.
28.06.1777 - генерал-майор.
Март 1779 - орден Св. Анны.
22.09.1783 - орден Св. Владимира 2-й степени.
26.03.1784 - 18.06.1793 - архангельский и олонецкий генерал-губернатор.
22.05.1784 - генерал-поручик.
21.04.1789 - орден Св. Александра Невского.
12.09.1790 - орден Св. Владимира 1-й степени.

Таким образом, можно предположить, что на портрете изображён Т.И. Тутолмин в мундире Архангельского наместничества ("кафтан светлосиний, воротник, лацкены, обшлага с 5 по разрезу пуговицами; подбой и камзол малиновые, пуговицы жёлтыя") до награждения орденом Александра Невского.

p0030

Портреты Т.И. Тутолмина есть в издании великого князя Николая Михайловича "Русские портреты XVIII и XIX столетий".

Том I, 4 выпуск
Том IV, 4 выпуск

Первая миниатюра настолько старательно и умело отретуширована, что мало похожа даже на поясной портрет, который, вероятно, и послужил для неё первоисточником. Правда, и на этом портрете Тутолмин не сильно похож на неизвестного "пехотного генерала". Ну ладно, может, репродукция не лучшего качества, и лет прошло более двадцати, и художник явно не Шилов Боровиковский. Можно посмотреть более близкий по времени портрет Т.И. Тутолмина. Этот портрет хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга и является копией первой половины XIX века с оригинала 1789 - 1790 гг.

75f1d7db9fcd

Тут Тутолмин изображён уже с орденом Св. Александра Невского и в мундире Олонецкого наместничества ("кафтан светлосиний, воротник, лацкены и обшлага, с четырьмя по разрезу пуговицами, палевые бархатные; подбой, камзол и пуговицы белыя").

p0029

Персонаж этого портрета так задрал голову, что сразу вспоминается известный портрет А.Д. Ланского.

Ланской Александр Дмитриевич. 1780

Но тот-то имел право, всё-таки друг сердечный "сами знаете кого", а с чего это генерал-губернатору так голову задирать? Несмотря на такой неудачный ракурс, попробуем сравнить два портрета.

Тутолмин

На мой взгляд, между ними есть много общего. По крайней мере, одинаковые подбородки, носы, брови, цвет глаз и т.д.

"Портрет неизвестного с орденом Святого Владимира".
XVIII
wsofdesert
Этот пастельный портрет работы И. Барду находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина:


"Иоханн Барду. Портрет неизвестного с орденом Святого Владимира. Между 1784 - 1789 гг."

На портрете изображён кавалер ордена Св. Владимира 2-й ст. в т. н. губернском мундире. Мундиры для дворян и губернских чиновников особых цветов для каждого наместничества были введены Екатериной II указом от 23 октября 1782 г. Указом же от 9 апреля 1784 г. устанавливались конкретные цвета этих мундиров. Изображённый на портрете мундир был положен Полоцкому наместничеству: "красный кафтан с палевыми бархатными лацкенами, воротником и круглыми обшлагами, подбой палевой, камзол белой, пуговицы также белыя".

p0039

Из чиновников Полоцкого наместничества орден Св. Владимира 2-й ст. при отсутствии других наград имели двое: Александр Михайлович Лунин (1745 - 1816) (правитель наместничества в 1784 - 1792 гг., награждён орденом 13 января 1787 г.) и Сергей Васильевич Неклюдов (1746 - 1811) (правитель наместничества с 6 марта 1792 г. по 22 сентября 1794 г., награждён орденом 22 сентября 1793 г.). Исходя из предполагаемого времени работы художника И. Барду в России, можно предположить, что на портрете изображён именно Александр Михайлович Лунин. Портретов А.М. Лунина найти не удалось, однако имеется портрет его сына Николая Александровича Лунина работы Т.Г. Шевченко (1838):

Шевченко Т.Г. Николай Александрович Лунин

Можно, пожалуй, усмотреть определённое фамильное сходство.

Лунины 1

Портрет барона А.А. Икскуля фон Гильденбандта.
XVIII
wsofdesert
На одном из сайтов попался такой портрет:

Неизвестный художник. Русский офицер
"Неизвестный художник. Русский офицер" (https://www.bukowskis.com/en/lots/737235-unknown-artist-a-russian-officer)

На портрете изображён обер-офицер лейб-гвардии Павловского полка. Время создания картины можно ограничить периодом со второй половины 1832 г. (8 июня 1832 г. офицерам гвардейской пехоты дозволено носить усы) до конца 1837 г. (17 декабря 1837 г. добавлен четвёртый виток на эполеты, который на портрете отсутствует). Ещё 1 января 1827 г. на офицерских эполетах были установлены звёздочки для различия чинов. Отсутствие звёздочек на портрете говорит о том, что изображён капитан. У изображённого имеется довольно много наград: орден Св. Станислава 2-й ст., орден Св. Владимира 4-й ст. с бантом, орден Св. Анны 3-й ст. с бантом, сравнительно редкий для русского офицера прусский орден Красного Орла 3-й ст., медаль "За турецкую войну" 1829 г., медаль "За взятие приступом Варшавы" 1831 г., Знак отличия "За военное достоинство" 4-й ст. и Знак отличия за 15 лет беспорочной службы.

Если обратиться к спискам офицеров л.-гв. Павловского полка за 1832 - 1838 гг., то можно увидеть, что подобный набор наград имел только один капитан - командир одной из рот барон Александр Александрович Икскуль фон Гильденбандт. Александр Александрович (Александр Бенедикт Адам) Икскуль фон Гильденбандт родился 11 июня 1799 г. Произведён в офицеры 16 марта 1819 г. Из 24-го егерского полка переведён в 4-й егерский полк 7 июня 1820 г., подпоручик. Из 4-го егерского полка переведён в л.-гв. Павловский полк поручиком 21 июня 1825 г. Произведён в капитаны 22 апреля 1834 г., а 14 января 1839 года переведён в л.-гв. Преображенский полк. Произведён в полковники 23 декабря 1839 г., уволен из л.-гв. Преображенского полка 26 января 1841 г. "по домашним обстоятельствам". В дальнейшем продолжил служить, был командиром Гренадерского Генералиссимуса князя Суворова (Фанагорийского гренадерского) полка (с 9 декабря 1842 г.), позже произведён в генерал-майоры (6 декабря 1849 г.) и генерал-лейтенанты (8 сентября 1859 г.).

А.А. Икскуль фон Гильденбандт принимал участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и Польской кампании 1830-1831 гг. В период до 1837 г. был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом (6.12.1828), Знаком отличия "За военное достоинство" 4-й ст. (1831), орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом (1831), орденом Св. Станислава 2-й ст. (1835) и прусским орденом Красного Орла 3-й ст. (1835). Таким образом, портрет можно датировать 1835-1837 гг.

Портрет князя С.И. Салагова.
XVIII
wsofdesert
Приобрёл несколько изданий, посвящённых русскому портрету:
Книги

1. Портретная галерея усадьбы Кусково. Из собрания XVIII века графов Шереметевых. М., 2015.
2. Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекции. Том XII. Миниатюра. Выпуски 1 и 2. Портретная миниатюра XVIII - первой трети XIX века. СПб, 2014, 2015.
3. Русский акварельный портрет середины - второй половины XIX века из собрания Государственного исторического музея. ГИМ, 2015.

Во втором выпуске каталога ГМЗ Павловск впервые опубликован миниатюрный портрет князя Семёна Салагова (24.05.1756 - 4.02.1820):

Портрет Салагова
"Неизвестный художник начала XIX века. Портрет Семёна Ивановича Салагова. 1808 - 1817" (на самом деле, конечно, не 1808, а 1809, т.к. орденом Св. Александра Невского Салагов был награждён 24 апреля 1809 г.).

Теперь появилась возможность вернуться к портрету неизвестного полковника легкоконного полка, кавалера ордена Св. Владимира 3-й степени, который, как я предположил ранее, может быть князем Салаговым http://wsofdesert.livejournal.com/7360.html.

Салагов

На мой взгляд, имеющееся сходство позволяет утверждать, что на портрете слева изображён полковник Сумского легкоконного полка князь Семён Салагов в 1793 - 1796 гг.

Царизм!!!
XVIII
wsofdesert
На одном интернет-аукционе увидел

Царизм

Порадовала аннотация:

"Редкость Царизм!!!
Фарфор ифз портрет неизвестного Русского Офицера 19 века тонкая живопись .
На обратной стороне внизу -Марка Н l, Николая l."


Картинка показалась знакомой. А, ну да, вот оно:

Неизвестный штаб-офицер
Неизвестный художник. "Портрет штаб-офицера гвардейской пехоты" http://auction-ruseasons.ru/au/6/119303/ .

Probably? Impossible.
XVIII
wsofdesert
Набрёл опять в интернете на миниатюрный портрет флигель-адъютанта Екатерины II (вероятнее всего, Н.П. Высоцкого). Если раньше он был подписан Portrait miniature of an Officer Late 18th Century http://www.historicalportraits.com/Gallery.asp?Page=Item&ItemID=1364&Desc=Portrait-miniature-of-an-Officer-|-Russian-School , то теперь Portrait miniature of an Officer, probably Stepan Stephanovich Apraksin, Степан Степанович Апраксин (1757-1827), wearing a Light Cavalry uniform, epaulets of figel, adjutant of Catherine the Great and Order of Saint Anne first class http://philipmould.com/browse-art/portrait-miniatures/young-girl-burch-2 .
Оставим в стороне, что генерал на миниатюре, как и прежде, назван офицером, аксельбант - эполетами, а ордену Св. Анны присвоен несуществующий класс. Но С.С. Апраксиным изображённый быть не может, так как не похож на его известные портреты.

Portrait miniature of an Officer Late 18th Century
Персонаж миниатюры (вероятно, Н.П. Высоцкий).


С.С. Апраксин.

Кроме того, Апраксин не служил в лёгкой коннице, а был после перевода из пехоты в кавалерию сначала командиром, а потом шефом драгунского полка, и поэтому не мог носить легкоконный мундир. Можно также добавить, что до получения ордена Св. Анны Апраксин уже имел орден Св. Владимира 3-й ст., который отсутствует на миниатюре.

Портрет "полковника".
XVIII
wsofdesert
Увидел здесь http://ruseasons.ru/catalog/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_1426.html портрет неизвестного военного в уланском мундире художника Palmire Roy, датированный 1839-м годом.

Palmire Roy. Портрет полковника. 1839

11108831_1_x

Назван этот военный полковником, вероятно, по отсутствию на эполетах звёздочек. При этом ясно видно, что сами эполеты не штаб-офицерские (с тонкой бахромой), а генеральские (с толстой канительной бахромой). Отсутствие звёздочек говорит, очевидно, не о том, что изображён полный генерал (слишком молодо выглядит и не имеет солидных "генеральских" наград), а о том, что художник не слишком заморачивался мелкими деталями. Например, не показан номер на пуговицах и гербе, ордена нарисованы достаточно схематично. Тем не менее, можно понять, что изображены ордена Св. Анны 2-й ст., Св. Станислава 2-й ст., Св. Владимира 4-й ст. и знак отличия за военное достоинство 4-й ст. Если обратиться к Списку генералам по старшинству на 1840 год, то, казалось бы, несложно определить этого генерала. Можно увидеть, что генералом с таким набором наград является командир Оренбургского уланского полка Андрей Карлович Ливен 3-й (2.03.1798 - 7.03.1856), получивший чин генерал-майора 30 августа 1839 года. Однако имеется несоответствие в мундире. Согласно Висковатову, красные воротник и лацканы и жёлтую шапку Оренбургский уланский полк имел до 1833 года, когда его обмундирование принял Борисоглебский уланский полк, а сам Оренбургский полк получил синий воротник с оранжевыми клапанами и оранжевые же лацканы и шапку.

Как должен выглядеть мундир Оренбургского уланского полка можно увидеть на том же сайте:


"Портрет неизвестного". Выполнен не раньше 1835 года, когда Оренбургскому уланскому полку был установлен номер 11. вместо ранее бывшего номера 7. (26 апреля 1835 года).

Портрет генерал-майора А.И. Головина.
XVIII
wsofdesert
В собрании Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки находится портрет неизвестного военного с интересным набором наград.



[Читать дальше (много букв)]

Несмотря на некоторые ошибки (возможно, появившиеся в результате не очень умелой реставрации картины), в целом мундир неизвестного изображён довольно точно и позволяет установить временные рамки создания данного полотна. Такой мундир – двубортный белого цвета с красным высоким стоячим воротником, золотым металлическим прибором и аксельбантом на правом плече – носили в первые годы царствования Александра I офицеры и генералы, состоявшие по кавалерии. Наличие белого страусового плюмажа по краю поля шляпы говорит о том, что перед нами не офицер, а генерал. Шляпа же помогает определить верхнюю границу возможной даты написания портрета. Массивная плетёная петлица со звездой в конце 1803 года была заменена на петлицу из галуна. Таким образом, на портрете изображён генерал, состоявший по кавалерии (т.е. не бывший командиром или шефом какого-либо кавалерийского полка) в период 1801 - 1803 гг.

Награды неизвестного генерала состоят из трёх золотых офицерских крестов и креста ордена Св. Георгия 4-й степени. Золотые кресты для офицеров за взятие Очакова (6 декабря 1788 года), Измаила (11 декабря 1790 года) и Праги (предместье Варшавы, 24 октября 1794 года) были учреждены соответственно 14 апреля 1789 года, 25 марта 1791 года, 1 января 1795 года и предназначались для награждения офицеров, не получивших за участие в этих штурмах орденов Св. Георгия или Св. Владимира. Орден Св. Георгия 4-й степени, согласно статуту 26 ноября 1769 года, жаловался как офицерам и генералам, “кои в войске действительно служа, противу неприятеля отменную храбрость или военное отличное искусство показали” (за отличие), так и тем, “кои в полевой службе двадцать пять лет от обер-офицерства… служили” (за выслугу лет). Офицерам, награждённым золотыми крестами, убавлялось за каждый из них по три года из числа лет, необходимых для получения ордена Св. Георгия 4-й степени за выслугу. Расположение наград неизвестного, где три золотых офицерских креста венчает крест ордена Св. Георгия, позволяет предположить, что орден Св. Георгия получен как раз за выслугу, продолжительность которой сократило награждение офицерскими крестами.

Несмотря на относительно массовое награждение золотыми крестами (так, Очаковских и Измаильских крестов было изготовлено по 410 штук, а Пражских – 205 штук), число награждённых одновременно двумя крестами, а тем более всеми тремя, не могло быть очень большим. Своего рода иллюстрацией этого утверждения может служить следующий пример. Среди русских генералов-участников Отечественной войны 1812 года немалое число в офицерских чинах служило при Екатерине II. Многие из них имели среди наград и золотые офицерские кресты. Но если один золотой крест имели 70 генералов, то два - уже только 15, а три – всего двое: генерал-майоры Марк Иванович Родионов и Фёдор Иванович Сандерс. Похожая картина наблюдается и с портретами. Из полусотни попавшихся мне портретов награждённых золотыми крестами два креста можно увидеть на восьми, а три – лишь на трёх: на портретах уже упомянутых М.И. Родионова и Ф.И. Сандерса и на портрете неизвестного из Курской картинной галереи.

Было интересно попробовать установить личность генерала с таким сравнительно редким набором наград, настоящего боевого офицера, получившего награды за участие в ожесточённых, кровопролитных штурмах. В этом могло помочь обращение к спискам кавалеров ордена Св. Георгия 4-й степени. Были рассмотрены списки с 1795 года (учреждение золотого креста за штурм Праги) по 1803 год включительно (изменение изображённой на портрете униформы). Задачей было найти среди кавалеров генерала (либо офицера, ставшего к 1801 - 1803 годам генералом) кавалерии, который в 1801 - 1803 гг. не имел других орденов, кроме ордена Св. Георгия 4-й степени, не был шефом или командиром кавалерийского полка, чья военная биография допускала участие офицером в штурме Очакова, Измаила и Праги, чей возраст и внешность (если известно изображение) не противоречили портрету неизвестного и т.д. В результате был определён вероятный кандидат на роль неизвестного. Им оказался генерал-майор Александр Илларионович (Ларионович) Головин, награждённый орденом Св. Георгия 4-й степени 26 ноября 1802 года.

А.И. Головин родился в 1762 году, состоял в службе с 1776 года. Служил в Днепровском приморском гренадерском полку, капитан, а с 11.12.1790 премьер-майор. Подполковник с 8.09.1794, состоял в 4-м батальоне Черноморского гренадерского корпуса сверх комплекта (1795). Затем был переведён в Елисаветградский конно-егерский полк. Подполковник гусарского Дунина (Елисаветградского гусарского) полка (1797). Полковник (1798). Командир гусарского Сухарева (Елисаветградского гусарского) полка с 11.07.1799. Генерал-майор, шеф гусарского своего имени (Сумского гусарского) полка с 24.10.1799. Отставлен от службы 12.04.1800. Принят на службу, назначен состоять по армии и носить мундир гусарского графа Зубова 3-го (Сумского гусарского) полка 15.02.1801. После воцарения Александра I продолжал состоять по кавалерии без должности. Отставлен от службы в июне 1803 года. Вероятно, А.И. Головин был женат. Во всяком случае, во всевысочайшем приказе от 12.06.1797 есть такой текст: “Генерал-Лейтенанта Дунина Гусарского полку Подполковник Головин увольняется для женидьбы на 28 дней”.

Участие А.И. Головина в штурме Измаила и Праги не вызывает сомнений. Он упоминается в рапорте А.В. Суворова Г.А. Потёмкину о взятии крепости Измаил от 21 декабря 1790 года в числе отличившихся офицеров Днепровского приморского гренадерского полка: “… капитаны Шильников и Головин бросились с отменною храбростию из судна и при завладении батареи при поражении неприятеля получили также тяжёлые раны…”. Точно так же А.И. Головин упомянут в реляции о штурме Праги от 7 ноября 1794 года: “Премьер-майоры… Днепровского приморского гренадерского полка Александр Головин… оказали храбрость и усердие к службе и трудам…”. Что касается участия А.И. Головина в штурме Очакова, то упоминания об этом мне не попалось. Однако, учитывая то, что Днепровский приморский гренадерский полк (до 1.08.1790 – Гренадерский полк легкой пехоты, до 16.05.1790 – Тираспольский гренадерский полк) был составлен 10.05.1790 из батальонов Астраханского гренадерского полка, а батальон Астраханского гренадерского полка участвовал в штурме Очакова, участие в этом штурме А.И. Головина вполне вероятно.

Исходя из приведённых данных, можно сказать, что портрет из собрания Курской картинной галереи исполнен в конце 1802 – первой половине 1803 гг. и изображает генерал-майора Александра Илларионовича Головина.



ММКВЯ - 2015.
wsod
wsofdesert
IMAG0252

Московская международная книжная выставка-ярмарка, конечно, давно уже не та, какой запомнилась в 1980-е годы. Но статус международной помогают сохранять редкие экспоненты-иностранцы. На нынешней выставке они тоже есть. Есть представители Белоруссии, Армении и Азербайджана. Экспозиция Китая полупустая. Заметил ещё книги из Турции и Сербии. Куба слегка присутствует, а вот стенд Боливарианской Республики Венесуэла почему-то пустовал. Зато экспозиция Исламской Республики Иран - одна из самых пафосных на выставке. Какой-то иранский бородач через переводчика что-то вещал слушателям. В первом ряду сидел и внимал ему главный имперец России А. Проханов.

Обошёл выставку за два с половиной часа дважды. Интересных для себя книжек нашёл мало, из новых - только одну.